Электронная торговля. Перспективы развития.

В целях развития электронной торговли Министерством национальной экономики Республики Казахстан, разработана и утверждена Дорожная карта по развитию электронной торговли на 2018-2020 годы.

В Дорожной карте предусматривается 7 основных направлений: регулирование электронной торговли, платежные системы в электронной торговле, повышение цифровой и финансовой грамотности населения и предпринимателей в электронной торговле. 

С 1 января 2018 года (до 1 января 2023 года) в новом Налоговом кодексе вступили в силу налоговые преференции для юридических лиц и ИП в общеустановленном порядке, в части освобождения доходов от уплаты КПН и ИПН до 100%.

Оформление сделок по реализации товаров осуществляется в электронном виде, оплата за товары производится безналичным платежом не менее 90% от совокупного годового дохода, наличие собственной службы доставки товаров покупателю (получателю), либо наличие договоров с лицами, осуществляющими услуги по перевозке грузов, курьерскую и (или) почтовую деятельность.

Кроме того, внесены поправки в Закон РК  «О регулировании торговой деятельности», предусматривающие понятие «электронная коммерция», нормы, которые регламентируют вопросы создания продавцами и посредниками интернет-магазинов.  

В целях защиты прав потребителей в Закон было предложено включить норму, которая предусматривает обязательства для продавцов и посредников по информированию потребителей через интернет-ресурсы о товаре, а также по обеспечению достоверного информирования потребителей о качестве, свойствах, условиях оплаты, возврата и характеристиках товаров.

Также одним из ключевых элементов интернет-торговли является платежная система.

В рамках данного направления продолжается работа по внедрению интегрированной (с банками второго уровня) внутренней платежной платформы в целях снижения издержек (размера банковской комиссии по безналичным платежам) предпринимателей в электронной торговле, совершенствованию платежных систем, в том числе через стимулирование внедрения упрощенного механизма осуществления мобильных платежей и предложения по снижению комиссии за мобильные платежи c учетом международного опыта, обеспечения полного перехода на использование электронных счет-фактур.

В целях повышения цифровой и финансовой грамотности предпринимателей Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» предусмотрено включение в «сервисную поддержку» направления электронной коммерции с внедрением новой услуги «выход бизнеса в онлайн».

Для повышения предпринимательской грамотности на базе E-commerce центров АО «Казпочта» оказываются услуги по созданию интернет магазинов под «ключ».

С 2018 года для развития инфраструктуры логистики АО «Казпочта» созданы два логистических хаба и сортировочных центра (Fullfilment центр) в городах Астана и Алматы. Предполагается, что количество обрабатываемых посылок увеличится на 20% с 5,148 млн. до 6 млн., сокращение срока доставки по Казахстану с 15 до 6 дней и до 1 дня по определенным маршрутам экспресс- почтой.

К 2022 году предполагается создание дополнительных 200 тыс. рабочих мест в сфере электронной торговли и в смежных отраслях.